понедельник, 8 июня 2015 г.

Жюль Верн и исторические танцы

Парень во фраке, со светлой шевелюрой и бородой, выходит на середину зала и бодро улыбается. Тут же его окликает статная дама, чьё пышное бальное платье отливает серебристой синевой: "Месье Жюль Верн! - говорит она. - Будьте любезны, покажитесь собранию".
Что происходит? Что за обман? - кричит мой искушённый читатель. - Это же не Жюль Верн, а самозванец какой-то!
Нельзя быть более правым: это - самозванец! И точно такой же, как жизнерадостный джентльмен, чьи волосы до плеч влажны от пота, и как элегантная чернявая девушка, ловко носящая бирюзовое сари, и как вежливая дама средних лет, чей узкий сюртук делает её похожей на галантного кавалера. Все эти люди - они сущие самозванцы! 

Хозяин бала переговаривается
с Филеасом Фоггом.
А вы бы узнали их?
...На выпускном балу танцевальных школ "Трианон" и "Миндон Энвина" я оказалась совершенно случайно. Если бы друзья не навели меня на встречу "ВКонтакте", я бы так и прожила это воскресенье, безуспешно пытаясь хоть что-нибудь полезное сделать. Однако судьба жюльверниста, который в будущем году оканчивает журфак, даровала мне иную возможность. И вот уже я, как девочка-первокурсница, с трясущимися поджилками несусь по Каширскому шоссе, чтобы забрать никому ещё не ведомый наряд и - подумать только - облачиться в него для самого настоящего бала. Увлекаясь историей моды и состоя в сообществе реконструкторов, я никогда ещё не была на настоящем балу. И когда выяснилось, что две московские танцевальные школы устраивают это событие, ориентируясь на романы Верна, я сразу поняла, что обязана: у меня наконец-то будет первый бал. Уже по дороге я решила: хочу себе настоящий турюрный костюм, уж если подобный дресс-код заявлен. И я буду кем угодно, хоть миссис Уэлдон; уже не терпится туда попасть! Но увы: многое оказалось не так, как я фантазировала. 
Естественно, я не могла танцевать: я этого совсем не умею. Да и не тренировалась я на мастер-классах, которые на тот момент кончились все до одного. И к тому же - не удалось мне побыть европейской женщиной! Уточнив мои размеры, любезный организатор празднества выдала мне... сари.
Так я сделалась четвёртой миссис Аудой на этом балу!

Anna_Dreamer в сари
Да, мой читатель, бал 7 июня - это бал самозванцев. Он не литературная гостиная, и не спектакль, и не маскарад - он просто бал, где танцуют исторические танцы. Руководители сделали небольшой и в меру вежливый поклон увлечению детства - Жюлю Верну; и самого Верна себе выбрали и назначили: он больше похож на итальянскую мультяшку. Помимо него, ничем себя не выделявшие, в зале нашлись три или четыре Филеаса Фогга, одна Белинда Мейз, носившая почему-то наряд 70-ых, и три миссис Ауды, в разной степени аудистые. Остальные гости своих образов не раскрыли: то были джентльмены, способные сойти за кого угодно, и дамы, не имевшие желания кого-либо изображать. 

"Надавай там по шее всяким стимпанкерам", - напутствовала меня Мари, помня наш горький опыт. Да и я, набирая сообщение "ВКонтакте", невольно поёживалась. Жюль Верн, да конечно: ведь между ним и стилистикой стимпанка давно уже ставят знак равенства. Но - какое счастье! Мои опасения не подтвердились. 
Ни тебе ржавых труб, ни дамских цилиндров, ни юбчонок неприличной длины, ни чудовищных корсетов, ни зловещих чулок в крупную  сеточку - только турнюр, только ладные и скромные фраки. "Это ещё сейчас стало хорошо с костюмами, - делится со мной девушка в голубовато-зелёном ансамбле, одна из постоянных участниц проекта. - Раньше в порядке вещей было явиться на бал в выпускном платье..." Боже, а я-то ещё собиралась поступить именно так!.. - думаю я и краснею от радости. 


Неискушённого зрителя сбивает с толку обилие на первый взгляд однообразных танцевальных номеров. Я была неискушённом в танце зрителем. Но никак не могла бы не быть неискушённой в Верне: так что приходилось держать ухо востро! И если танцы произвели на меня незамутнённо-восторженное впечатление, то тематическая линия заставляла пристально наблюдать за собой.
Что же подготовили организаторы? Дамам и кавалерам было предложено сыграть в игру: кавалеры тянут из коробки вопросы, дамы - ответы; после того они ищут друг друга, а найдя, непременно танцуют какой-нибудь танец.
А надо сказать, вопросы были славными!
- "Порода дворецкого, который служил в Гранитном дворце"... - задумчиво читает парень явно реконструкторского вида.
- Это обезьяна, - подсказываю я.
- Обезьяна? - обескураженно отзывается парень.
- Да. Каких вы знаете обезьян?
- Ну... Шимпанзе. Макака, бабуин... О, гиббон! 
- Проще!.. - смеюсь я. Ну просто Пенкроф, ни дать ни взять. 
Орангутана, стоит отметить, нашли через некоторое время. Обрели свои пары и Шульце с доктором Саразеном, потерявшие сумму своего наследства, и "Чёрная Индия", искавшая, где она она располагается. А вот Дюма, который сделал много славных дел для истории, так и не нашёл своего Верна, желавшего то же самое сделать для географии. Между прочем, парень, назначенный Верном, так и не проявил предполагаемой эрудиции!..
За правильные ответы гостям давались вот такие грамоты.
Фидо присутствует и здесь, и на программках.
Организаторы хотели учинить ещё и пантомиму, но, увы, отказались от этого. Быть может, недоставало времени? А я как раз приготовилась размяться - и уже решила, что буду изображать Гаттераса, рвущегося к полюсу. 

Бал продолжался около трёх с половиной часов. Гости то высыпали на паркет, радуясь моменту музыкального единения, то прятались за столиками, мотая головами и отпираясь: "Мы устали, мы устали!" Я оставалась наблюдателем, неутомимо делая снимки и изредка собирая мозаику вместе с очаровательной юной скрипачкой. Подавали соки, шампанское и канапе.
- А вы знаете, что Жюль Верн никогда не путешествовал в своей жизни? - изредка я слышала такой разговор из разных концов зала. 
- Да нет, нет! - к моему облегчению, тут же отвечали. - Он путешествовал много, много плавал, потом писал свои романы... Выстрел в ногу его подкосил... 
- А сейчас мы танцуем контрданс "Москва! - объявляет организатор. - Кстати, вы знаете, ведь у Жюля Верна есть роман о путешествии из Москвы в Иркутск... Ну, кто хочет в Иркутск, нам нужна ещё одна пара!
Жюль Верн был, скользя по краешку: ровно столько, чтобы соблюсти заявленное. Тематика ушла достаточно скоро: уже на втором перерыве мало кто болтал о романах либо возился с бумажками. Бородатый парень куда-то пропал, награждали всё реже и реже. Всем было не до Жюля Верна: эти люди пришли танцевать, пришли отдать дань своему любимому делу. И их выступление действительно впечатлило: профессионалы, не взмыленные реконструкторы и не смехотворные дилетанты, вот кто может доставить вам истинное эстетическое удовольствие. 
Это был не вечер Жюля Верна. Однако это всё ещё был прекрасный вечер, полный музыки и живой, настоящей истории, которая выглядит в сто раз более удивительной и заманчивой, нежели на картинках. Если вас после такого события охватит танцевальный пыл, будьте уверены, что это не случайно. И меня охватил тоже. 
Самозванцы постепенно забывали - и наконец бросили думать вовсе, - кого они представляют и какое веселье можно извлечь из этого. И теснота их связей, некая закрытость, элитарность их благородного увлечения становилась всё более и более отчётливо видна. Наверное, таково свойство исторических клубов: далеко не всякий туда вхож. Да и нам с вами не привыкать чураться постороннего: а ну как не поймёт, а ну как он неуч с другой планеты! И читатель мой сейчас надменно похмыкивает. Что за интерес читать про исторические танцы, когда нам обещали Жюля Верна, а в итоге - так и не дали ничего! Пожалуй, нам, остающимся в крепостях своего профессионализма, не повредит мыслить немного шире; небесполезно будет чаще открывать свои границы. Как "Трианон" и "Миндон Энвина", пустившие к себе миссис Ауду, не умеющую танцевать...

Комментариев нет:

Отправить комментарий